Крайний срок для решения по «иранскому вопросу» уже истек в минувшие сутки. Накануне оглашения результатов переговоров цены на нефть сначала упали до $54 за баррель, потом поднялись до $55,5. Агентство Reuters отмечает, что дискуссия зашла в тупик при обсуждении конкретных положений документа. Дождь объясняет, как эти переговоры могут повлиять на мир и на Россию.
Крайний срок для решения по «иранскому вопросу» уже истек в минувшие сутки. Накануне оглашения результатов переговоров цены на нефть сначала упали до $54 за баррель, потом поднялись до $55,5. Агентство Reuters отмечает, что дискуссия зашла в тупик при обсуждении конкретных положений документа. Дождь объясняет, как эти переговоры могут повлиять на мир и на Россию.
Чего хочет Иран?
Современный Иран всегда поддерживал репутацию самодостаточного государства, претендуя на роль лидера шиитского мира в противовес союзникам США — суннитской Саудовской Аравии и своему традиционному недругу, Израилю.
Иранское влияние заметно в Сирии, Ираке и Йемене, и в последние годы только усиливалось, однако для превращения в полноценную ближневосточную державу Ирану не хватает экономической мощи. Именно на это обращал внимание президент Хасан Рухани, когда выражал недовольство низкими объемами иранского нефтегазового экспорта. Санкции, ограничивающие как поставки углеводородов, так и технологий, являются основной причиной отставания в этом секторе. Последний раунд санкций в 2011 году привел к падению экспорта нефти с 2,5 млн баррелей в сутки до 1,2 млн.
Что хотят от Ирана?
США и Евросоюз не желают появления у иранских властей даже потенциальной возможности получения ядерного оружия. Следует понимать, что сами санкции появились задолго до развития программы по обогащению урана, и у сторон скопился богатый набор причин для взаимного недоверия.
В целом Иран и страны «шестерки» согласны с тем, что в финальной версии соглашения речь должна идти об отказе от возможности создания атомной бомбы в обмен на снятие санкций. При этом Вашингтон не доверяет Тегерану в вопросе отказа от разработок и выступает за постепенную отмену санкций, поскольку раньше иранцев уже ловили на обмане.
Иран, в свою очередь, требует полного снятия санкций на уровне Совета безопасности ООН, чтобы убедиться в решительности намерений переговорщиков и избежать судьбы Ирака времен Саддама Хуссейна, которого не спас отказ от оружия массового поражения.
Переговорный процесс также затруднен действиями влиятельных иранских и американских консерваторов, которые не желают идти на уступки противнику: республиканцы в Конгрессе пытаются расширить санкции против Ирана, действуя «в противоход» президенту Обаме, а аятолла Хаменеи в прошлом году заявлял о расширении ядерной программы, чем заставал врасплох главу МИД страны Джавада Зарифа.
При чем тут Россия?
Россия активно участвовала в переговорах по гражданской войне в Сирии и убедила режим Башара Асада отказаться от химического оружия, а США — от авиаударов.
Причин интереса к иранскому вопросу несколько.
Москва не желает уступать Вашингтону роль влиятельного игрока в регионе
В данном случае — роль миротворца. Администрация Барака Обамы продемонстрировала свою готовность к сближению с Тегераном, согласившись ослабить санкции и фактически предоставив иранским спецслужбам возможность беспрепятственно вести боевые действия в Ираке против «Исламского государства» вместе с иракскими регулярными частями. В ходе событий «Арабской весны» Москва потеряла важных союзников в регионе, и стремится сохранить свое влияние в тех немногих государствах, чьи лидеры по-прежнему лояльны России или, напротив, враждебно воспринимают США.
Россия заинтересована в крупных контрактах по ядерной энергетике и в военно-техническом сотрудничестве
РФ может получить контракты в случае полного отказа Ирана от собственных атомных разработок. «Росатом» уже обсуждает строительство второго реактора АЭС в Бушере (первая очередь была запущена в 2011 году), а недавно были подписаны документы о строительстве реакторов в Иордании и Египте. К тому же российские власти вряд ли хотят появления у Тегерана реальной атомной бомбы, поскольку это резко обострило бы и без того сложную ситуацию в регионе.
Цены на нефть
В России понимают, что в случае снятия санкций развитие атомной энергетики будет происходить на фоне экономического роста в Иране за счет активной торговли нефтью и газом. В этом случае в стране начнется разработка новых месторождений, и по мере восстановления инфраструктуры иранский газ сможет составить конкуренцию российскому на европейском рынке.
Иран важен для России как южный сосед по Каспийскому морю
Оно стратегически важно с оборонительной точки зрения. Сейчас этот регион не требует присутствия существенных военно-морских ресурсов, однако в случае изменения позиции Ирана или сближения с США встанет вопрос о правовом статусе спорных месторождений.
Как Иран попал под санкции?
США ввели первые санкции в отношении Ирана в одностороннем порядке еще после Исламской революции 1978-1979 годов, когда возмущенные политическими репрессиями и вестернизацией страны активисты свергли шаха Мохаммеда Реза Пехлеви. Иран тогда возглавил вернувшийся из изгнания аятолла Рухолла Хомейни, страна стала «Исламской республикой», а бывший шах бежал в Египет.
Ключевым событием того времени стал захват заложников в здании посольства США в Тегеране, которых иранские активисты безуспешно требовали обменять на Пехлеви. С тех пор американские президенты проводили последовательную политику по ужесточению санкций в отношении Ирана, признав государство спонсором терроризма. За эти годы США ограничили сотрудничество в торговой, финансовой, инвестиционной и нефтегазовой сферах, а также ввели эмбарго на импорт иранских товаров и экспорт товаров и услуг в Иран.
В первом десятилетии XXI века основной темой стали подозрения, что Иран под видом мирной ядерной программы пытается создать атомную бомбу. Создание ядерной инфраструктуры по программе «мирного атома» в стране началось при поддержке США еще при шахе, однако с приходом к власти исламских фундаменталистов работы были свернуты. Через несколько лет после революции Иран их возобновил. США обвинили фундаменталистов в попытке овладеть технологиями, которые могли быть использованы для создания ядерного оружия.
Международные санкции на уровне ООН были приняты в 2006 году после того, как инспекторам МАГАТЭ удалось обнаружить в стране центрифуги для обогащения урана. Этот процесс, заключающийся в увеличении соотношения изотопа 235 к стабильному изотопу 238, необходим для начала цепных реакций в ядерных реакторах.
В итоге Совет безопасности ООН принял резолюцию 1737 о введении санкций, требующую прекратить обогащение урана и запрещающую ввоз в Иран ядерных технологий и материалов.
Россия проголосовала за документ только после телефонных переговоров президента Владимира Путина с президентом США Джорджем Бушем-младшим. Впоследствии санкции были расширены, в результате чего счета иранских политиков и ведомств были заморожены, а банки попали под постоянный мониторинг. Всего в 2006-2010 годах были приняты шесть резолюций.
Переговоры с представителями Ирана по вопросу о ядерной программе вели дипломаты так называемой «Группы 5+1» или «шестерки международных посредников» (P5+1 или E3/EU+3), в которую вошли постоянные члены Совбеза ООН США, Россия, Китай, Великобритания и Франция, а также Германия.
Поначалу Ирану предлагалось отказаться от ядерной программы в обмен на поставки низкообогащенного урана для «безопасных» легководных реакторов, однако власти страны расценили эти предложения как ущемление права на развитие собственной энергетики.
Переговорный процесс продвигался лишь с переменным успехом до 2013 года, когда на посту президента страны «консерватора» Махмуда Ахмадинежада сменил «реформатор» Хассан Рухани. Тогда страны «шестерки» подписали с иранскими дипломатами «Совместный план действий», предусматривающий временное ослабление санкций в обмен на отказ от обогащения урана свыше 5% и остановку строительства новых центрифуг.