Есть по крайней мере три основных показателя, которые необходимо рассматривать для стран, добывающих нефть, чтобы понять, насколько они уязвимы.
Фискальная безубыточность: цена нефти, необходимая для правительства, чтобы избежать бюджетного дефицита.
Бухгалтерская безубыточности (или то, что большинство людей просто называют «безубыточностью»): цена нефти, необходимая для достижения прибыльного уровня по проекту бурения нефтяных скважин.
Себестоимость: цена нефти, необходимая для буровиков, чтобы поддерживать уже существующие проекты в работе.
Кох: Себестоимость добычи одного барреля нефти в России с транспортировкой составляет $35
По мнению бывшего вице-премьера РФ Альфреда Коха, «Роснефти» будет сложно гасить кредиты, инвестировать в развитие и платить налоги.
Низкие цены на нефть заставили всех вспомнить последний мировой финансовый кризис. Причины нынешнего снижения просты, но они никак не отвечают на вопрос о том, кто пострадает сильнее всех.
Резкий рост добычи нефти в США, отказ ОПЕК сокращать добычу и общее падение спроса привели к тому, что цены достигли минимальных уровней с 2009 г.
При этом необходимо помнить, что некоторые страны значительно устойчивее себя чувствуют даже при сильном падении цен, тогда как другие практически беззащитны в условиях дешевой нефти.
Есть по крайней мере три основных показателя, которые необходимо рассматривать для стран, добывающих нефть, чтобы понять, насколько они уязвимы.
Фискальная безубыточность: цена нефти, необходимая для правительства, чтобы избежать бюджетного дефицита.
Бухгалтерская безубыточности (или то, что большинство людей просто называют «безубыточностью»): цена нефти, необходимая для достижения прибыльного уровня по проекту бурения нефтяных скважин.
Себестоимость: цена нефти, необходимая для буровиков, чтобы поддерживать уже существующие проекты в работе.
Для таких стран, как, например, США, которые не получают большую долю налоговых поступлений за счет добычи и продажи нефти, падение цен, как правило, является хорошей экономической новостью, так как дешевое топливо оставляет больше денег потребителями для других трат.
Но для зависимых от продажи нефти стран дешевое сырье может быть бюджетным кошмаром. Для идеальной балансировки бюджета некоторым странам, таким как Венесуэла и Нигерия, необходима нефть при стоимости более $100. Даже Саудовской Аравии необходимы цены около $99 за баррель, чтобы поддержать расходы.
Но и сам дефицит может стать большой проблемой для одних стран и не быть такой уж проблемой для других. Благодаря огромным валютным резервами саудовцы могут себе позволить жить некоторое время даже в условиях очень низких цен. А у Нигерии вообще практически нет резервов.
Теперь давайте забудем о правительствах на некоторое время. Базовая цена, необходимая для того, чтобы проекты были выгодными, сильно отличается в зависимости от региона и страны. Сюда включаются стоимость добычи нефти, строительства вышек, буровых, постоянные расходы на маркетинг и т. д.
Добывать нефть на глубоководных месторождениях Арктики или с помощью ректификационных технологий значительно дороже, чем, например, в Аравийской пустыне.
Для Ближнего Востока эта цена самая низкая: составляет около $40 за баррель. Но она может быть значительно выше в других регионах.
Бухгалтерская безубыточность особенно важна в США, так как сланцевые скважины быстро истощаются, поэтому необходимо постоянно поддерживать высокие темпы бурения. Если этого сделать не удалось, то добыча должна снижаться.
Именно поэтому многие считают, что Саудовская Аравия ведет войну для истощения нефтедобывающего сектора США и сохранения своей доли на рынке.
Но даже если существующие проекты неожиданно перестали быть прибыльными, это не означает, что Exxon или Shell вдруг их закроют.
Некоторые нефтяные компании будут работать на них до тех пор, пока цена не опустится ниже уровня ежедневных затрат, то есть того уровня, который необходим для покрытия расходов по суточной добыче, маркетингу и налогам. Речь уже не идет об окупаемости проекта, поэтому цифра может быть достаточно низкой.
Зеленый график показывает цену, включающую роялти, выплачиваемые правительству, в то время как синий график – просто расходы при производстве.
Себестоимость нефти для большинства проектов и стран по-прежнему намного ниже $50 за баррель. Но опять же у Саудовской Аравии показатель самый низкий. В некоторых странах, в том числе в Венесуэле, себестоимость составляет $35-40 за баррель.
Так для чего Саудовская Аравия должна снижать добычу? Только для того, чтобы Венесуэла не обанкротилась. Но при любом сценарии королевство, видимо, будет себя чувствовать отлично.
Ценовые войны Саудовской Аравии
Судя по действиям саудитов, у них даже сейчас все хорошо. Так, Саудовская Аравия объявила о повышении цен на нефть с сентября на $1 за баррель. В теории это должно повредить спросу и доле рынка королевства. Ранее саудиты, наоборот, снижали цены для некоторых потребителей, чтобы не допустить потери доли рынка.
Но Саудовская Аравия, кажется, не так уже сильно об этом волнуется. Кроме того, сейчас мы наблюдаем процесс изменения экономики королевства. Ценовая война сейчас сместилась на рынок дизельного топлива.
До 2010 г. Саудовская Аравия вообще практически не экспортировала дизельное топливо, но уже в 2014 г. объем экспорта превысил 300 тыс. баррелей в сутки.
В первую очередь поставки предназначены странам Европы, где традиционно присутствуют переработчики Индии и Южной Кореи.
Такие серьезные изменения являются первыми признаками изменения структуры экономики Саудовской Аравии, о чем говорили саудиты уже очень давно. При этом предполагается больше внимания уделять развитию альтернативной энергетики.
Власти еще три года назад заявили, что у них есть планы по строительству солнечных ферм, так что они смогут экспортировать электричество. Однако недавнее падение цен на нефть вызвало сомнения относительно рентабельности подобных проектов.
Но при переработке нефти также удается получить определенные преимущества. Во-первых, создаются рабочие места, что благоприятно отражается на спросе и экономике в целом. Во-вторых, топливо продавать выгоднее, что очень важно в условиях падения цен на нефть и снижении соответствующих доходов.
Саудовская Аравия достаточно активно начала работу на рынке дизельного топлива, а нынешнее увеличение поставок стало возможным после введения в эксплуатацию в апреле завода в Янбу, мощность которого составляет 400 тыс. баррелей в сутки.
Это очень большие объемы, и для перевозки такого количество дистиллятов необходимо несколько танкеров. Судя по всему, сейчас их используется не менее семи, включая танкер класса Suezmax Atina, вмещающий в себя 120 тыс. тонн.
Рубрики: Нефть
Метки: ОПЕК, Россия, США, бюджеты, нефть, рентабельность
Источник