Курс доллара может составить 26 грн/$, коммунальные тарифы вновь вырастут, а вместе с ними в рост пойдет и инфляция. «Вести» собрали экономические прогнозы на осень от экспертов, увы, в основном они далеки от оптимизма.
Доллар будет расти
Один из самых волнующих вопросов для украинцев, что будет с курсом гривни. «Он будет куда более нестабильным, чем сейчас, во время летнего затишья, — говорит руководитель проекта «Успешная страна» Андрей Блинов. — С одной стороны, влияет сезон. Со второй половины июля увеличивается спрос на валюту, и пик приходится на середину октября. Это связано с закупками энергоносителей. А ситуация на складах с углем у нас сейчас примерно такая же, как в декабре прошлого года, когда наступил энергетический кризис. То есть спрос на валюту будет большим, а предложение не увеличится. Хотя цены на нефть падают, вместе с ними падают цены на наш металл, химию, зерно… В конце концов, откуда мы будем брать валюту?»
Второй, очень важный фактор, — политический. «Уже стали раздаваться голоса политиков, требующих увеличить социальные выплаты, а это грозит дефицитом бюджета и нарушением меморандума между Украиной и МВФ. Если мы останемся без денег МВФ, то нас ждет серьезный скачок курса. Но если не брать в расчет такой вот радикальный вариант, то к октябрю доллар может вырасти гривни на четыре и дойти до 26 грн/$», — считает Блинов.
Глава аналитического отдела инвесткомпании «Ивекс Капитал» Дмитрий Чурин дает более оптимистичный прогноз. Он считает, что доллар будет колебаться у отметки 22 грн/$. «Важным моментом является то, что НБУ должен продлить действие нормы об обязательной продаже 75% экспортной выручки. Срок этого постановления истекает 3 сентября», — говорит Чурин.
У президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко — другой прогноз:
Инфляция может быть и 50%
Что касается инфляции, то существуют два варианта: либо мы удержим ее рост и выйдем на более менее нормальный уровень; либо к концу года она составит все 100%, а тогда ни о каком кредитовании бизнеса или физических лиц речи быть не может. «В июле и августе мы получаем небольшую дефляцию, минимальное падение цен. Но это зависит от сезонных продуктов, которые летом дешевеют. В сентябре передышка закончится. И традиционно инфляция начнет прибавлять в сентябре и еще больше в октябре. Если удастся удержать инфляцию в пределах 2% в месяц, то это даст шанс в следующем году выйти на уровень 12–14% в год. А если будем продолжать прибавлять по 4–5% в месяц, то это нам серьезно усложнит перспективы следующего 2016 года. Кредиты уже работать не будут», — считает Блинов.
Аналитик инвестхолдинга «Финам» Антон Сороко считает, что инфляция может составить 50%: «Полагаем, что спад в экономике Украины в ближайшее время продолжится. Основной фактор — ситуация в Донбассе — за последнее время не изменился, даже стали появляться сообщения о новом обострении. Экономические реформы буксуют, а договориться с кредиторами на удовлетворяющих Украину условиях пока не получается. Все это, конечно, негативно сказывается на национальной валюте и на динамике цен. С начала года накопленная инфляция уже составляет около 40% и по итогам года, скорее всего, будет в районе 50%».
Дорогая коммуналка
Инфляции может поспособствовать не только ситуация в Донбассе. «Мы не знаем, сколько еще лопнет банков, особенно крупных. А это влечет за собой выплаты от Фонда гарантирования вкладов по 200 тыс. грн для физических лиц. Пожалуй, это главный фактор сейчас, который влияет и на валютный рынок, и на цены», — говорит Блинов.
Еще один фактор — повышение тарифов на коммуналку. С 1 октября отопление подорожает на 40%, а уже с 1 сентября повышаются цены на электричество.
Если при потреблении до 100 кВт мы сейчас платим 36,6 коп. за кВт*ч, то будем 45,6 коп. От 100 до 600 кВт — 78,9 коп. вместо 63 коп. Свыше 600 кВт — 1,47 грн вместо 1,40 грн за кВт*ч.
Александр Охрименко:
Будет ли дефолт
Сегодня глава Минфина Наталия Яресько начнет переговоры по реструктуризации долга перед коммерческими заемщиками. «Давайте подождем сутки, пока пройдут переговоры в Калифорнии. Не знаю, каким будет решение по реструктуризации, но в любом случае наступит какая-то определенность. И даже если партнеры не пойдут на компромисс, и Украина объявит технический дефолт, то это совсем не плохо для нас. Мы объявим мораторий на внешние выплаты, т. е. у нас появится передышка. Нам не нужно будет платить долги», — считает Блинов.
Антон Сороко оценивает наступление дефолта очень высоко: «Вероятность дефолта Украины в 2015 году мы по-прежнему оцениваем как достаточно высокую. Не исключено, что это будет технический дефолт, вызванный политическими факторами, в частности, наибольшая вероятность отказа платить по обязательствам по российскому долгу. Пока каких-то механизмов решения данной проблемы мы не видим. Скорее всего, активно обсуждаться эта проблема будет только осенью, а решение будет только в политической плоскости».
Впрочем, есть вероятность, что накануне выборов власти не захотят раскачивать ситуацию, а потому курс будут держать в нынешнем коридоре, отсекая заявки участников торгов (то есть импортерам будет сложно купить валюту). Такой же логикой можно руководствоваться, прогнозируя ситуацию с возможным техническим дефолтом. Его наступление станет для оппонентов нынешней власти прекрасной зацепкой, чтобы нарастить рейтинг. Очевидно, что власть это понимает, а потому до 25 октября вряд ли возможно резкое ухудшение ситуации.