Падение цен на нефть тормозит новую сделку России и Китая о поставках газа. Рыночная цена газа сейчас не превышает $200 за 1 тыс. кубометров, но чтобы окупить строительство нового газопровода в Китай, она должна быть примерно вдвое выше, на что китайцы не согласятся. По словам экспертов, позиция КНР в переговорах выгоднее российской — Китай может позволить себе выждать.
Рухнувшая нефть осложнила переговоры России и Китая по поставкам газа, заявил глава департамента Восточной Европы и Центральной Азии министерства коммерции КНР Лин Цзи. При этом еще во вторник «Газпром» сообщал, что переговоры «имеют хорошую динамику» и основные условия определены.
Речь идет о поставках по так называемому «Западному маршруту» (газопровод «Сила Сибири — 2», ранее «Алтай»). Согласно предварительным договоренностям, по этой трубе Китай будет получать 30 млрд кубометров российского газа в год на протяжении 30 лет. Переговоры ведутся уже не первый год, контракт по «Восточному маршруту» (газопровод «Сила Сибири») с Китаем уже заключен, но резко ушедшая вниз нефть не позволяет сторонам добиться консенсуса в вопросе цены на газ. Дело в том, что цены долгосрочных контрактов «Газпрома» привязаны к нефтяным котировкам.
Стоимость североморской нефти марки Brent, к которой привязана цена российской Urals, вплотную приблизилась к отметке $45 за баррель, но пока не перешагнула этот рубеж. В последний раз цена барреля была ниже $45 в кризисный период 2008–2009 годов.
За последние годы «Газпром» неоднократно шел на уступки своим европейским контрагентам, вводя в формулу цены спотовую составляющую. То есть цена контракта частично стала зависеть от уровня цен на европейском рынке разовых контрактов. Переговоры с Китаем еще по «Восточному маршруту» принесли немало трудностей российской стороне — именно из-за несогласия в вопросе ценообразования.
«Газпром» хотел, чтобы Китай закупал газ по цене европейского экспорта российской монополии. Китайцы в ответ предлагали ориентироваться на цену газа на американском Henry Hub. В мае прошлого года стороны все же заключили контракт, согласно которому 38 млрд кубометров газа в год, поставляемых по «Силе Сибири» на протяжении 30 лет, обойдутся КНР в $400 млрд.
Контрактную цену 1 тыс. кубометров ни Россия, ни Китай официально не раскрывали, однако исходя из объемов средняя цена поставок должна была составить порядка $350. На момент подписания соглашения эта цена была близка к среднему уровню европейского экспорта и превышала цену Henry Hub примерно на $100 за тысячу кубометров.
Но уже в ноябре 2014 года, когда падение нефтяных цен составляло лишь чуть более 30% и стоимость барреля колебалась в диапазоне $74–79 (по сравнению с $110 в июле), эксперты газового рынка предупреждали, что контракт «Газпрома» с Китаем «похудел» по меньшей мере на $100 млрд.
На данный момент нефтяные котировки упали более чем вдвое. По словам главы East European Gas Analysis Михаила Корчемкина, при сегодняшней ценовой конъюнктуре китайцам возможно продать газ только с Ковыктинского месторождения (а это как раз «Восточный маршрут», контракт по которому уже заключен. — «Газета.Ru»). «При условии, что газопровод будет проложен по первоначальному короткому маршруту вдоль железной дороги на Харбин», — подчеркивает эксперт.
Тогда, по словам Корчемкина, себестоимость газа может быть ниже $200 за 1 тыс. кубов. В противном случае, если «Сила Сибири» будет проложена по «длинному» маршруту, цена газа для китайцев превысит $350, что выше средней цены европейских контрактов «Газпрома».
Что касается «Западного маршрута», по которому договор еще не заключен, то сейчас, по словам члена экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдара Касаева, рыночная цена российского трубопроводного газа (с учетом нефтяных котировок) составляет для Китая $180–200.
«Это может устроить КНР, которой существенно дороже обходится сжиженный природный газ из Катара и других государств, но никак не отвечает экономическим интересам России», — отмечает эксперт.
При этом Китай, по словам Касаева, может себе позволить не спешить в переговорах с «Газпромом» по поводу цены. Сейчас КНР пересматривает энергобаланс и пытается подсчитать примерные потребности страны в газе на долгосрочную перспективу.
«Первоначально планировалось довести ежегодный объем потребления газа в Китае до 360 млрд куб. м к 2020 году, что в два раза выше показателя минувшего года, — рассказывает Касаев. — Однако в текущем году на фоне общего спада китайской экономики наблюдается резкое замедление темпов роста газопотребления на внутреннем рынке».
«Окупаемость проекта «Алтай» требует двукратного увеличения вышеуказанной рыночной цены, — подчеркивает Касаев. — В этой связи в ближайшей перспективе стороны вряд ли придут к консенсусу».
По оценкам Касаева, инвестиции в «Алтай» составят порядка $7,7 млрд. «Однако крупные инфраструктурные проекты в процессе реализации обычно дорожают», — предупреждает эксперт.