Украинские аграрии, потеряв свой самый большой рынок сбыта — Россию, уже заполняют продуктовые склады Китая, Индии и других азиатских и африканских стран.В начале сентября Алексею Павленко, министру аграрной политики и продовольствия, его знакомый прислал фотографию из Дубая. На ней были пакеты украинского молока, которые плотными рядами стояли на полках местного супермаркета. Затем пришло подобное фото из магазина Safeway в Иордании. Аппетитные картинки вдохновили министра организовать флешмоб. Через свою страничку в Twitter он призвал всех неравнодушных выкладывать в сеть фотографии украинской продукции с полок зарубежной розницы и помечать их хештегом #FoodUA.
Полетели снимки из польского и итальянского Auchan, американского Walmart, канадского Yummy Market, придорожных магазинчиков Словакии, продуктового рынка в Иордании. Всего — более 30 стран. Ассортимент — от кетчупа Чумак и консервации Верес до молока Фермер, конфет Roshen и гречки Сквирянка.
“Цель акции #FoodUA — продемонстрировать мощный экспортный потенциал украинского агросектора и развеять несколько мифов”,— поясняет Павленко. Миф первый — аграрный сектор всецело зависит от рынков России и СНГ. Миф второй — Украина экспортирует исключительно агросырье.
Впрочем, мифы эти недалеки от реальности. Именно сырьевой аграрный рынок сегодня делает погоду в отрасли: до 80% сельхозэкспорта приходится на зерновые и масличные культуры. А стремительное закрытие огромного рынка России для украинцев крайне болезненно.
“Рынок России поглощал все. По сторонам никто не смотрел,— говорит Юрий Шаблиенко, недавно назначенный заместителем начальника отдела по вопросам экспорта компании Клуб сыра.— Думали, что так будет всегда. Когда рынок захлопнулся, все сказали: а что теперь делать? Куда сыры продавать?”
Ответы на эти и другие вопросы в значительной степени уже найдены. В этом году рекордно вырос экспорт украинской сельхозпродукции в Китай, Египет, Индию и другие страны третьего мира. “Надеюсь — говорит Павленко,— в этом году мы откроем европейский рынок для нашего молока, чтобы компенсировать потери в России”.
Russia, good bye!
В нынешнем сезоне против аграриев Украины выступило сразу несколько стихий. Первая — рекордное с 2008 года падение цен на мировых продовольственных рынках. Вторая — снижение спроса на мясо-молочные продукты в Китае, Северной Африке и на Ближнем Востоке, ключевых украинских рынках. Ну и наконец, перепроизводство кукурузы в США и девальвация нацвалюты в Бразилии, самом крупном в мире государстве—производителе сахара.
Осложнилась ситуация еще изза того, что многие традиционные для нашей страны агрокультуры — рапс, кукуруза, сахар — выращивались для производства биоэтанола. Но за год стоимость нефти упала почти втрое, что превратило производство альтернативного топлива в не слишком рентабельное дело.
Мир — это глобальная деревня, и все трудности в ней — временные. Вечной и предсказуемой стихией для украинцев остается только одна — Россия. В ушедшем сезоне экспорт украинских продуктов в РФ сполз до исторического минимума: с $1,6 млрд до $416,7 млн. “Мы к этому давно готовились,— говорит Виктор Иванчик, совладелец агрохолдинга Астарта-Киев.— Еще в 1996 году, когда Россия закрыла свой рынок сахара”.
Теперь о российском рынке придется забыть всему сектору. “С 1 января, я так понимаю, доля экспорта в Россию будет ноль”,— намекает Андрей Ярмак, представитель FAO (продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), на угрозу продовольственного эмбарго, о котором Москва предупредила Киев в конце августа.
Проблемы в России мотивируют аграриев наращивать поставки в страны Ближнего Востока, Африки, Азии и даже США. Продажа украинской агропродукции в Китай в 2014–15 маркетинговом году (с июня по июнь) выросла более чем вдвое, примерно на $550 млн. Незначительно выросли и рынки Ближнего Востока, Африки. Этого пока недостаточно для того, чтобы компенсировать потери.
За период с июня 2013 по июнь 2014 года украинский аграрный экспорт достиг отметки в $15,5 млрд, а за тот же период 2014–2015 годов сполз к $14,1 млрд. Впрочем, министр Павленко не теряет оптимизма, ведь в первом полугодии за счет новых рынков и расширения старых аграрии заработали на $250 млн больше, чем за тот же период годом ранее.
География успеха выглядит так: по итогам семи месяцев текущего года в десятку самых крупных импортеров украинской агропродукции вошли четыре страны из Евросоюза (Испания, Нидерланды, Италия, Польша, суммарно — $1,1 млрд), три из Азии (Китай, Индия, Турция, суммарно — $1,8 млрд) и по одной из Африки (Египет — $630,6 млн), Ближнего Востока (Иран — $350,2 млн) и СНГ (Беларусь — $186,9 млн). Эта горячая десятка покрывает 57% всего украинского агроэкспорта. В ней уже нет России, а Китай вместо нее стал самым крупнейшим потребителем продуктов питания из Украины — он закупил их уже на $889 млн.
Тарас Высоцкий, гендиректор отраслевого объединения Украинский клуб аграрного бизнеса (УКАБ), отмечает, что относительно быстро справились с потерями на российской стороне производители мясопродуктов. Также из России на ЕС переориентировались производители соков, томатной пасты. Сложнее всего приходится молочникам — быстро найти альтернативные рынки им не удалось. Для молочного производства это — трагедия: российский рынок ежегодно поглощал продукции украинских молокозаводов на сумму $400 млн.
Причем это был рынок с высокой доходностью, куда можно было поставлять продукцию низкого качества — идеальное сочетание для охотников за легкими деньгами. За килограмм украинского сыра в России платили $5–6, на всех других рынках — до $3. “Наши стандарты качества остались на уровне России, СНГ и других недоразвитых стран,— откровенничает Александр Слипчук, совладелец компании Укрпродукт,— где нет никакого контроля и куда мы могли везти всякую дрянь, которую сами ели”. На самом деле Слипчук использовал более неаппетитное слово, чем дрянь. При этом добавил, что с таким качеством молочного сырья, как у большинства украинских производителей, ни одна развитая страна не будет иметь с нами дело.
“Пока ты можешь делать из бабушкиного молока нечто, что называется российский сыр и продавать его с маржей в 100%,— говорит Ярмак,— ты никогда не будешь относиться серьезно к тому, чтобы поставлять более качественную, более дорогую продукцию за тридевять земель с маржей в 10%”.
Молочные реки
Шаблиенко вспоминает, как в ноябре 2014 года, в самый разгар политического конфликта между Киевом и Москвой, он занял должность заместителя директора по вопросам экспорта компании Клуб сыра. В наследство топ-менеджер получил фактически закрытый рынок России и СНГ. Экспорт компании застыл на нулевом уровне. Чуть более чем за полгода он сумел договориться о поставках продукции на новые рынки — США, Израиль, Иордания, Казахстан. Пришлось помотаться по миру.
Шаблиенко только что вернулся из Гонконга, где также продвигал продукцию компании. На носу у него встреча в Киеве с торговым представителем из Арабских Эмиратов, который, как он рассказывает, в восторге от вкусовых качеств украинской продукции. И вот к какому выводу пришел Шаблиенко: “Есть одна правда жизни — нас нигде не ждут. И потому, если мы хотим гдето быть, нам нужно это место самостоятельно расчищать”.
Делать это совсем самостоятельно вряд ли получится. Нужно мощное государственное лобби. Выход на рынки ЕС для украинских сыроваров и молочников наглухо закрыт. Качество производимого в Украине молока не удовлетворяет европейцев, так как 82% молока производится в частных хозяйствах. “Европейцы требуют, чтобы при производстве молоко не соприкасалось с руками человека,— говорит министр Павленко.— А также чтобы была система охлаждения, транспортировки и т. д.”.
По словам Ярмака, для того чтобы разблокировать доступ, нужно пройти несколько инспекций, а затем добиться, чтобы вопр