В декабре 2014 года я сделал прогноз, что «Цена нефти может упасть до 30 долларов за баррель в 2015 году».Этот прогноз постепенно сбывается. Нефть марки Brent уже упала ниже 37 долларов. Почему так произошло? Давно не секрет, что ценой на рынке нефти управляют биржевые игроки. Просто потому, что объём сделок на бирже в разы превышает объём сделок с физической нефтью. Так вот, до толпы игроков на биржевом рынке виртуальной нефти (фьючерсы, опционы), наконец, дошло, что на реальном физическом рынке сформировался значительный переизбыток нефти. Её уже несколько лет добывается слишком много.
Изначально виновником переизбытка нефти на рынке стали США (читай статью по ссылке выше и смотри график «Динамика добычи нефти в США»), аж с 2009 года активно наращивающие добычу, и постепенно отказывающиеся с тех пор от импорта. Долгое время цена никак не реагировала на растущие диспропорции между спросом и предложением. Дошло до того, что разница составляла уже 2,5 млн баррелей в день (2,7% от мировой добычи), а цена на это по-прежнему не реагировала. Это самый настоящий разрыв шаблонов для маркетологов с их графиками кривых спроса и предложения, и для фундаментальных аналитиков, которые также ориентируются на динамику спроса и предложения. Что-то в их картине мира сформулировано неправильно.
Раньше долгое время регулятором спроса и предложения на рынке нефти являлся ОПЕК. Он уменьшал или увеличивал квоты для своих членов, чтобы не допускать избытка или недостатка нефти на рынке. Естественно, что из-за этого менялась доля картеля на рынке нефти (смотри график «Доля ОПЕК в общей добыче нефти»). Но в этот раз что-то пошло не так. Картель отказался уменьшать свою добычу. Он не захотел уменьшать свою долю на рынке. Застрельщиком такой позиции стала Саудовская Аравия.
Я помню, как мои знакомые «ватники» убеждали меня в начале 2015 года, что самой Саудовской Аравии не выгодны низкие цены на нефть, что у них тоже бюджет рассчитан на высокие цены под 85 долларов, что они, поэтому, снизят добычу, чтобы цена восстановилась. Я в ответ только улыбался. Потому что я, в отличие от них, помнил, что в конце 90-х годов прошлого века сложилась точно такая же ситуация. Тогда точно также цена начала сползать, но ОПЕК в ответ не стал снижать свою добычу, чтобы уменьшить предложение и стабилизировать цену. В итоге цена за два года рухнула почти в три раза – с 25 долларов за баррель (8 января 1997 года) до 9 долларов за баррель (10 декабря 1998 года). Сейчас ситуация повторяется.
Но есть и отличия. Наиболее разумной и логичной выглядит версия, что Саудовская Аравия хочет выдавить с рынка американских производителей сланцевой нефти. Версия, что саудиты якобы выполняют заказ США на разрушение экономики России точно также, как они выполнили подобный заказ в середине 80-х годов прошлого столетия – это из области теорий заговоров, генерируемых городскими сумасшедшими. Из множества известных теорий на разные темы, какие-то, вполне возможно, имеют право на существование. Но эта теория принадлежит к числу наименее правдоподобных.
К сожалению для саудитов, себестоимость добычи сланцевой нефти постоянно падает. Сейчас на лучших месторождениях она уже составляет 20 долларов. И это ещё не предел. Да, на многих месторождениях она гораздо выше. Но технологии постоянно совершенствуются. Так что надежды «ватников» на то, что сейчас мы немного потерпим, сланцевики разорятся, и снова наступит нефтяное счастье и благоденствие – призрачны. Не наступит. Да, какие-то компании разорятся. Но их активы (месторождения и оборудование) скупят более успешные конкуренты, и продолжат добычу.
А, кроме того, американцы начали наращивать добычу нефти в Мексиканском заливе. Многомиллиардные инвестиции, сделанные в прошлые годы, начинают приносить плоды. Так что добыча нефти в США будет продолжать увеличиваться год от года, независимо от желания других добывающих стран. Более того, американцы в ближайшее время могут начать экспортировать свою нефть, что ещё больше увеличит предложение нефти на рынке, и, как следствие, будет давить на цены.
Предложение на рынке нефти в ближайшее время будет расти также за счёт Ирана, с которого вот-вот снимут санкции. Он уже пообещал увеличить добычу в самое ближайшее время на 1 млн баррелей в день. На последнем заседании ОПЕК продолжил упорствовать в нежелании снижать добычу, вообще не приняв никакого решения по квотам. Нефти на рынке скопилось так много, что её уже почти некуда складировать.
А что со спросом? Спрос со стороны развитых стран постепенно снижается за счёт развития энергосберегающих технологий. Спрос со стороны недоразвитых стран (политкорректно называемых развивающимися) замедляется. В общем, нет никакого света в конце туннеля.
Несбывшиеся прогнозы российских чиновников
Что же будет с ценами на нефть дальше? Перед тем, как дать прогноз на 2016 год, вспомним прогнозы наших мудрейших чиновников. О, это фееричные прогнозы, оценки и мнения. В принципе, уже на момент их объявления они казались всем умным людям фантастическими и несбыточными. К сожалению, таких людей в России не слишком много и к массовым СМИ они доступа практически не имеют, а в самих СМИ умных людей и того меньше. Поэтому весь этот бред транслировался народу как есть, без вдумчивых и разумных комментариев. А народ, в подавляющем большинстве своём не обременённый специальным образованием или хотя бы навыками логического мышления, верил в этот бред, и строил на их основе свои планы на жизнь. Увы, их всех цинично и нагло обманули. Итак, прогнозы.
Президент РФ Владимир Путин (23 мая 2014 года): «Что касается углеводородного сырья – оно не будет дешеветь. Это уже, мне кажется, очевидный факт совершенно. Потому что запасы, которых очень много, кстати говоря, но они все-таки или трудно извлекаемыми уже являются, либо находятся в местах без развитой инфраструктуры. Не только у нас, во всем мире» (нефть марки Brent в этот день стоила 110 долларов за баррель).
Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев (12 августа 2014 года): «В 2015 году цены на нефть не опустятся ниже 60 долларов» (104-105 долларов за баррель).
Президент НК «Роснефть» Игорь Сечин (29 сентября 2014 года): «Ниже 90 долларов за баррель цена на нефть не упадёт. Это связано с рядом факторов. Но и 90 – хорошая цена. Она позволяет работать» (97 долларов за баррель).
Алексей Улюкаев (2 октября 2014 года): «Ни одной из стран не будет выгодно падение цены на нефть до 60 долларов за баррель, достижение этой отметки нереалистично» (93-94 долларов за баррель).
Главный советник руководителя аналитического центра при правительстве РФ Леонид Григорьев (8 октября 2014 года): «Цены на нефть не упадут меньше 80-85 долларов за баррель, этого не допустят нефтедобывающие страны» (91-92 долларов за баррель).
Глава департамента долгосрочного стратегического планирования министерства финансов РФ Максим Орешкин (11 октября 2014 года): «В 60 долларов я не очень верю, 90 долларов – это то, что выглядит более объективно… мы говорили, что 90 долларов – это тот уровень, где она может стабилизироваться. Понятно, что мы можем краткосрочно упасть до 80-85 долларов, но в среднесрочном мы будем стремиться к 90 долларам» (88-90 долларов за баррель).
Владимир Путин (17 октября 2014 года): «Если мировые цены удержатся на уровне 80 долларов, то все производство рухнет, у основных нефтедобывающих стран тоже бюджет посчитан из расчета 80 долларов с небольшим, под 90 долларов за баррель» (86-87 долларов за баррель).
Министр энергетики РФ Александр Новак (27 ноября 2014 года) заявил, что цены на нефть в перспективе могут восстановиться после падения до 80–85 долларов за баррель» (72-77 долларов за баррель).
Игорь Сечин (28 ноября 2014 года): «Цена на нефть в 2015 году будет колебаться от 70 до 75 долларов за баррель» (70-73 долларов за баррель).
Алексей Улюкаев (19 февраля 2015 года): «Цены на нефть в этом году вряд ли упадут ниже 55 долларов» (58-60 долларов за баррель).
Алексей Улюкаев (24 мая 2015 года): «Цены не упадут ниже 50 долларов» (65 долларов за баррель).
Алексей Улюкаев (17 августа 2015 года): «Нефть вряд ли подешевеет ещё сильнее, сейчас котировки находятся на самом низком уровне» (49 долларов за баррель).
Алексей Улюкаев (25 августа 2015 года): «Баррель нефти в 2015 году [в среднем] будет стоить 52 доллара, подорожает до 55 долларов в 2016 году и 60 долларов в 2017 году» (43-44 долларов за баррель).
Алексей Улюкаев (2 октября 2015 года): «Мы не ждём падения цен на нефть, мы не ждём стремительного роста. Боюсь, что нас ожидает длительный период низких цен на нефть около 50 долларов за баррель» (43-44 долларов за баррель).
Алексей Улюкаев (7 декабря 2015 года): «Начиная со второй половины 2016 года с высокой степенью вероятности цены на нефть вернутся к позитивной динамике с меньшей волатильностью. В целом я думаю, что прогноз в 50 долларов на 2016 год вполне обоснованный» (41-43 долларов за баррель).
Прогноз цены на нефть в 2016 году
Что же будет в следующем году, если уже сейчас цена стремится к 30 долларам за баррель? Можно немножко обрадовать Алексея Улюкаева, нашего искателя дна российской экономики. Точно также, как «деревья не растут до небес», то есть цены на все активы не могут расти вечно и непрерывно, они не могут и падать вечно и непрерывно. Всегда бывают коррекции, «отскоки дохлых кошек» и тому подобное. Вот и нефть рано или поздно развернётся, и начнёт расти. Почему? А, не важно, почему. Аналитики что-нибудь придумают. Это единственное, что у аналитиков получается хорошо – объяснять, почему произошло то, что произошло.
Но это будет временная радость. Подрастёт нефть, например, до 52 долларов за баррель, или даже до 70 долларов за баррель, а потом снова развернётся вниз. Потому что описанные выше факторы, приводящие к дисбалансу спроса и предложения на рынке нефти, никуда не исчезнут. Более того, они могут ещё и усилиться, если мир скатится во всеобщую рецессию. Вероятность такого развития событий не нулевая. Уже сейчас есть тревожные звоночки. Да и банальные циклы так никому отменить не удалось. А с предыдущей мировой рецессии прошло уже 7 лет. Так что пора. Кстати за прошедшие 7 лет никому так и не удалось исправить накопившиеся к 2008 году в мировой экономике дисбалансы. Всё залили даже не деньгами (это в существующем экономическом мейнстриме невозможно), а кредитами. А их рано или поздно надо будет возвращать. Да ещё и с процентами. И время это стремительно приближается.
По времени, если рост будет только до 52, то закончится он к маю, а если до 70, то к сентябрю. А, может, это будет не 52 и не 70. Точные уровни лучше спрашивать у специалистов по теории Эллиотта. Например, у Степана Демуры. Он, в отличие от перечисленных выше чиновников, уровни предсказывает гораздо лучше и точнее. Это также проверено временем. Читайте расшифровки его выступлений (смотри «Тексты Степана Демуры») с 2009 года и сравнивайте его прогнозы с реальностью. Так вот, Степан Демура утверждает, что в 2016 году цена нефти рухнет до 12 долларов за баррель (смотри «прогноз цены нефти на 2016 год»). Может, конечно, сама цифра 12 будет не в 2016 году, а в начале 2017 года. Это не слишком принципиально. Может быть, цифра 12 с точностью до одного цента показана не будет. Может, нефть рухнет до 12,02. Но то, что в ближайшие два года мы увидим цену нефти меньше 20 долларов за баррель – в это верится значительно больше, чем в прогнозы перечисленных выше умнейших чиновников.
И ещё. К сожалению для России (или к счастью, смотря как посмотреть на ситуацию в целом), беда не приходит одна. К низким ценам на нефть добавляется ещё негативный фактор. Многие наши соседи (в первую очередь восточно-европейские), видя, сколь активно российское руководство использует в последние годы нефть и газ в качестве своеобразного оружия, стремятся как можно скорее избавиться от этой удушающей зависимости. Соседи ищут альтернативных поставщиков нефти и газа. И спрос рождает предложение. Поставщики находятся. Недавно в Польше разгрузился танкер со сжиженным природным газом из Катара. LNG-терминал в Свиноустье может обеспечить Польшу одной третей от необходимого объёма газа. А Саудовская Аравия начала поставки своей нефти в Гданьск, и планирует там построить нефтехранилище. Прибалтика также уже построила терминал для приёма сжиженного природного газа.
Если так пойдёт и дальше, то кому в скором времени нужны будут российские нефть и газ? И как, и чем будут наполняться федеральный и региональные бюджеты? Так что легко может исполниться другой прогноз Степана Демуры – «Нефть по 150 долларов за баррель и курс рубля такой же – 150 рублей за доллар». Источник