Фокус разобрался в новых предложенных Минфином налоговых правилах для предпринимателей-упрощенцев, а также вероятных последствиях изменений
В новом году украинцев ожидают серьёзные изменения в налоговой сфере. Рада готовится к голосованию за новый налоговый кодекс, предложенный Минфином. Особенно тревожно предпринимателям, которые используют упрощённую систему налогообложения. Ведь проект Минфина предлагает заметно перекроить «упрощёнку».
Что приготовил Минфин
Вместо действующих сегодня четырёх групп плательщиков единого налога Минфин предлагает ввести группы «А», «В» и «С», в которых уже не сможет работать значительное количество сегодняшних упрощенцев.
Для группы упрощенцев I, которую предлагают трансформировать в группу «А», практически ничего не меняется, кроме пугающей перспективы обязательного использования кассовых аппаратов (регистраторов расчётных операций или РРО) через три года. Напомним, что к этой группе предпринимателей-упрощенцев относятся торговцы на рынках или поставщики услуг населению без наёмных работников с доходом до 300 тыс. грн в год. Налоговая нагрузка на предпринимателей первой группы изменится незначительно — их ожидает повышение верхней границы ставки единого налога с 10% до 20% минимальной зарплаты при одновременном снижении единого соцвзноса (ЕСВ) до 20%.
Группы упрощенцев II и III планируется объединить в группу «В», в которую смогут войти только физлица-предприниматели (ФЛП) с доходом до 2 млн грн. Для них будет введено обязательное использование РРО. В настоящее время в группу II входят ФЛП с наёмным персоналом до 10 человек и доходом до 1,5 млн грн. В группе III сегодня работают как ФЛП, так и юридические лица с доходами не более 20 млн грн в год без каких-либо ограничений количества наёмного персонала. Многие представители этой группы рискуют оказаться «за бортом» упрощённой системы.
Базой налогообложения в законопроекте Минфина для предпринимателей группы «В» является доход за отчётный период. Он будет определяться как разница доходов и затрат, которые предлагают подсчитывать путём умножения доходов на понижающий коэффициент. В результате применения такой схемы налоговая нагрузка на упрощенцев, которые перейдут в группу «В», заметно возрастёт. «Для предпринимателей группы III ставка единого налога увеличится с 4% до 18% (с 2017 года – 17%) с применением понижающего коэффициента 0,85 в ближайшие два года. В этих условиях работать на упрощённой системе будет неинтересно и невыгодно», — считает управляющий партнёр консалтинговой компании ACA Bureau Елена Пешкова.
Вряд ли новшества Минфина покажутся привлекательным и для группы II, которая платит 20% минимальной зарплаты. Ведущий эксперт сервиса «Интерактивная бухгалтерия» Геннадий Васильев показывает, как увеличится налоговая нагрузка на таких предпринимателей на конкретном примере: ФЛП, получивший за месяц доход в 50 тыс. грн, в 2016 году будет отчислять в бюджет 1,35 тыс. грн единого налога (50 000 – (50 000 0,85)) 18%). В настоящее время предельная сумма единого налога для такого предпринимателя составляет 243,6 грн. В данной формуле 0,85 – понижающий коэффициент, который будет действовать в 2016-2017 годах. Далее он будет постепенно уменьшаться и с 2019 года составит 0,45. В результате при тех же вводных данных расходы на уплату единого налога в 2019 году достигнут 4,675 тыс. грн (50 000 – (50 000 0,45)) 17%).
Группе упрощенцев IV, которую составляют сельхозпроизводители, Минфин предлагает трансформироваться в группу «С», для которой также планируется установить потолок доходов в 2 млн грн. В настоящее время ограничение доходов для этой группы не применяется. Но если концепцию Минфина претворят в жизнь, дальше использовать упрощённую систему смогут только относительно небольшие фермерские хозяйства. Ставки налогообложения для этой группы не меняются.
Вечная тень
Одним из главных мотивов, которым в Минфине оправдывают подобное урезание упрощёнки, является борьба с теневой экономикой. Согласно видению ведомства, предприниматели активно использует единый налог для уклонения от уплаты налогов. Нет дыма без огня, и подобная практика действительно имеет место.Дробление операций с использованием ФЛП получило особенное распространение среди интернет-ретейлеров. «Фактически никогда не встретишь поставщиков на общей системе. Практически все применяют упрощёнку и предпринимателей, а по достижению лимита (предельного оборота в 20 млн грн – Фокус) используют другое доверенное лицо», — рассказывает партнёр ЮК Onstan Андрей Федчишин.
Для предпринимателей группы III ставка единого налога увеличится с 4% до 18% с применением понижающего коэффициента 0,85 в ближайшие два года. В этих условиях работать на упрощённой системе будет неинтересно и невыгодно»
Елена Пешкова управляющий партнёр консалтинговой компании ACA Bureau
Договорные отношения с ФЛП вместо оформления сотрудника в штат позволяют предприятиям снизить нагрузку на фонд оплаты труда. «Сотрудничество работодателей с ФЛП группы III, которые платят 4% налога, намного выгоднее уплаты налога с доходов штатных работников в размере 15% или 20% и ЕСВ в размере более 36%, — объясняет юрист ЮФ «Василь Кисиль и Партнёры» Татьяна Мацюк. Такую практику особенно широко используют в IT-компаниях. В частности, из-за этого в высокотехнологичные фирмы в последнее время зачастили силовики с проверками и обысками.
Занижение реального оборота товаров или услуг, по информации управляющего партнёра, адвоката АО «Вдовичен и партнёры» Олега Вдовичена, целенаправленно используют юрлица, которые массово переходили из общей системы налогообложения на упрощённую систему группы ІІІ. «Этот способ оптимизации новая модель налоговой реформы от Минфина должна ликвидировать. При этом схема с ФЛП (вместо штатного персонала – Фокус) трансформируется под новые условия, хотя требование наличия кассовых аппаратов существенно усложнит возможности дальнейшей оптимизации налогообложения», — комментирует Вдовичен.
Налоговое послевкусие
Законопроект Минфина делает неизбежным существенное сокращение количества предпринимателей на едином налоге. «Проект Минфина имеет в первую очередь фискальное направление, основной целью которого является искоренение существующих схем оптимизации налогообложения в упрощённой системе. При этом проект не учитывает тот факт, что большинство предпринимателей именно работают на упрощённой системе, а не минимизируют налоги», — отмечает Олег Вдовичен.По самым скромным оценкам, количество упрощенцев снизится на 30-40%. Как отмечает управляющий партнёр в ЮФ «Мисечко и Партнёры» Владимир Мисечко, права быть плательщиком единого налога лишатся юрлица, ФЛП с десятью и более наёмными сотрудниками и предприниматели-импортёры. Они будут вынуждены перейти на общую систему налогообложения.
Однако правительству вряд ли стоит рассчитывать на арифметическое прибавление всех ушедших из упрощёнки бизнесменов к числу плательщиков на общей системе налогообложения. «Очень короткий срок до вступления в силу новых правил не оставляет бизнесу шанса выбрать для себя новую модель. Поэтому многие предпочтут прекращение деятельности. При этом Минфин не учитывает переход даже части предпринимателей-упрощенцев в получателей социальной помощи в качестве безработных», — предупреждает адвокат, управляющий партнёр АО «Юскутум» Артём Афян.
Альтернативой прекращения деятельности для некоторых бизнесов может стать уход в тень. Предприниматели, которые из-за сокращения лимита по обороту будут обязаны перейти на общую систему, могут вмес